Согласно оценкам экспертов, все клининговые компании, работающие на столичном рынке, по масштабам бизнеса можно условно поделить на 4 большие категории:
• крупнейшие операторы (численность персонала более 500 человек );
• крупные операторы (численность персонала от 200 до 500 человек);
• средние операторы (численность персонала от 50 до 200 человек);
• мелкие операторы (численность персонала до 50 человек).
Под численностью персонала в данном случае понимается количество сотрудников, непосредственно занятых в уборке. Ядро продаж (более 80% в стоимостном эквиваленте) на клининговом рынке Москвы приходится на первую и вторую категории. Крупных заказчиков имеют всего около 50 компаний.
Споры о том, какая компания для подрядчика лучше – маленькая или крупная, не прекращаются. «Если это небольшая компания, то ваш офис два раза в неделю будет посещать сам владелец, если крупная, то нет опасности, что с появлением у клининговой компании следующего клиента качество услуг резко упадет из-за недостатка ресурсов», – утверждает Екатерина Антошкина, руководитель отдела маркетинга компании «Чистый свет» (входит в ГК Facilicom).
Главным образом спрос на клининговые услуги распределяется между торговыми и офисными помещениями – в совокупности эти два сегмента занимают 80-85% рынка. Остальные 15-20% приходятся на промышленный и транспортный сегменты, медицинские и образовательные учреждения, жилые помещения, а также объекты досуга.
Как рассказал PR-менеджер компании Cristanval Никита Радионов, основную массу всех заказов обслуживают крупные и средние операторы – это уборка крупных торговых центров (типа «Ашан», «Мега», «Икеа»), федеральных ретейлерских сетей («Пятерочка», «Эльдорадо» и т. д.), бизнес-центров, логистических центров и прочих крупных объектов.
Те торговые центры и супермаркеты, которые были построены после 1998 года, обслуживаются клининговыми компаниями почти на 100%. Это самый охваченный сегмент рынка, он также является наиболее структурированным и высококонкурентным на клининговом рынке Москвы.
В сегменте офисной недвижимости услугами профессионалов уборки пользуются порядка 25% компаний: это ежедневная уборка (поддерживаемая в течение дня или комплексная утренняя/вечерняя) либо разовые работы (чистка ковров, мебели, окон, фасадов, шлифовка мрамора, гранита). По мнению Радионова, самые лучшие заказчики – иностранные компании, которые давно уже пользуются услугами по уборке. «Они много требуют, но именно они способны объективно оценить уровень предоставляемых услуг. Услуги клининговых компаний сейчас на рынке чрезвычайно востребованы. Выведение уборки офиса на аутсорсинг несет очевидные выгоды: профессионализм, экономия, удобство, оперативность, престиж», – считает эксперт.
Стоит отметить, что большинство игроков, действующих на столичном рынке клининга, не специализируется на конкретных объектах либо видах услуг. Все стараются расширить сферу своей деятельности. Вслед за бумом торговых центров клинеры ожидают увеличения инвестиций в промышленном секторе и, как следствие, роста спроса на клининг-услуги со стороны заводов. На российском рынке имеются и свои лидеры. Это «Премьер-Сервис», «Чистый свет», «Ронова», «ОМС», «Cristanval», «Клинстар». Наталия Костикова, директор по маркетингу компании «Миэль – Коммерческая недвижимость» считает, что именно лидеры в определенной степени и формируют российский рынок клининговых услуг, задавая стандарты и критерии качества…